Давайте уясним это сразу. Вам придется забыть все, о чем Вы прочитали в первой части того превью, так как это – что-то совершенно иное. Игра за инфицированных приносит совершенно новые ощущения и кучу удовольствия. В то время как игра за выживших подталкивает Вас к знакомому, хоть и своеобразному кооперативному геймплею, игра за команду инфицированных предоставляет Вам такие увлекательные возможности терроризировать противника, что очень трудно сдержать улыбку, когда впервые ощущаешь себя в шкуре зомбаря.
Цель инфицированных проста – уничтожить выживших до того, как у них появится шанс спастись. Возможно, учитывая сотни зомби на Вашей стороне, это и кажется простым заданием, но, уверяю Вас, это не так. Три основных инфицированных босса довольно хрупки и умирают уже после нескольких попаданий выживших. Из-за этого Вам придется полагаться на хитрость и коварство, устраивая засады на свою добычу. Вся суть игры за инфицированных в том, чтобы словить правильный момент и ударить, внося как можно больше хаоса и разрушения, в результате чего появляется система молниеносных нападений и самоубийственных засад, что приносит действительно свежие и приятные ощущения.
Мне, пожалуйста, с хрустящей корочкой
Инфицированный игрок может, в любой момент, вызвать экран выбора того за какого инфицированного босса он хотел бы играть – Бумера, Смоукера или Хантера (или случайного). Я говорю "хотел бы" потому, что Вы совсем не обязательно появитесь именно как этот босс. Одновременно в игре может быть только один Бумер, один Смоукер и два Хантера. Я был несколько разочарован, что не могу играть одним и тем же боссом всю игру, но этого требует очевидный баланс, а то, что выбрать можно только за кого Вы хотели бы играть, предотвращает возможность того, что кто-то забьет на всю игру босса, которым хотели играть Вы.
Стать инфицированным Танком можно несколько по-другому. Так как Танки очень сильные, Режиссер вызывает их всего несколько раз за весь сценарий, включая двух вместе в финальном сражении. Майк заверил нас, что все игроки получат шанс сыграть за Танка, до того как кто-либо получит такой шанс во второй раз. Когда Режиссер решает вызвать Танка, у игрока на экране появляется извещение об этом, и у него есть возможность принять эту роль. Чтобы согласиться, у игрока есть несколько секунд, а после этого он появляется вновь уже как Танк. Выжившие, возьмите на заметку, если инфицированный босс умирает без видимой на то причины – это верный признак, что скоро начнется веселье.
Мое рентгеновское зрение лучше твоего
Первое, что я заметил, посмотрев вокруг глазами инфицированного, это то, что темнота – больше не проблема. Теперь я мог прекрасно все видеть, даже в тех комнатах, что для выжившего были просто черными дырами (хоть и, несколько, в стиле инфракрасного прибора ночного видения). Это прекрасно подходит для того, чтобы передвигаться тайком или затаится в темном уголке, выжидая случая наброситься.
Как и выжившие, инфицированные могут видеть силуэты сквозь стены. Но, в отличие от выживших, эти силуэты у них красные, и видят они только врагов (зомби, таким образом, не могут видеть своих товарищей-зомби). Если же инфицированный остановиться, он, с помощью этих силуэтов, сможет определить не только месторасположения выживших, но увидит также и самый вероятный курс их движения. А так как инфицированные всегда призываются впереди выживших, они будут знать, откуда идут те идут, и смогут приготовить приличную засаду. Это тоже была возможность, которая, мы думали нам не понравиться, но, как и в случае с выжившими, она настолько помогает сфокусироваться на геймплее, что теперь я уже не могу представить себе этой игры без нее. А для инфицированных, которые имеют намного больше доступа ко всей карте, чем выжившие, она становиться еще более необходимой.
У зрения инфицированных есть только один предел – если выживший остановиться, выключит фонарик и не будет стрелять, Вы не увидите его красного силуэта. А это может очень и очень плохо кончиться. Умные выжившие поставят одного на защитную позицию, чтобы сделать засаду на подлого инфицированного босса, который пробует обойти их со спины и, в чем я смог несколько раз удостовериться на собственной шкуре, охотничье ружье может оказаться очень нехорошей штукой…
Но, к счастью инфицированных, зрение не единственное их преимущество. В отличие от выживших, которые ограничены довольно прямой линией передвижения, инфицированные могут передвигаться, так сказать, за кулисами, там, куда выжившим нет ходу. В стратегических местах по всей карте, Вы найдете лестницы, обозначенные метками с зеленым когтем, которые могут видеть только инфицированные. По этим лестницам Вы сможете забраться на крыши домов или наверх других больших объектов, чтобы залечь и ждать. Со своего опыта могу сказать, что все эти лестницы расположены в очень логичных местах, таких как, например, водосточные трубы и проблем с ними не возникает. Те же из Вас, кто боится высоты, не бойтесь – инфицированные не получают абсолютно никакого урона от падений. Я точно не знаю, как заполненный метаном Бумер может упасть посреди группы выживших с третьего этажа и не взорваться, но это довольно весело. Хотя, сразу должен предупредить – если Вы не видите земли, прыгать может быть небезопасно, так как есть места, упав с которых Вы мгновенно умрете. Но такие места довольно легко заметить, и я не думаю, что Вы умрете, когда будете прыгать с целью остаться в живых.
Поздравляю, Вы не полностью бесполезны
Не только выживших хлопают дружески по плечу за то, какие они молодцы. У инфицированных, как и у выживших, тоже имеется своя система заслуг, хотя на момент нашей игры, и не такая глубокая. Награды инфицированные получают, когда успешно берут участье в атаке: ударил выжившего в рукопашную – получи медаль, взорвался около него – получи еще одну. Если Вам это кажется ненужным – это не так. Пусть это будет примером того, насколько тяжело хорошо играть за инфицированного. Также, поскольку у инфицированных выходит намного меньше убийств чем у выживших, поделив их таким образом, за успешностью, можно увидеть, какую же часть от всех увечий наносит тот или иной игрок. Но не забывайте, одна удачно рассчитанная атака может вынести всю команду сразу, а это намного важнее кучи зеленых наград на экране. Таким образом, в то время как система заслуг выжившего следит за его наградами, штрафами и достижениями, которые базируются на том, насколько хорошо он играет в команде и поддерживает других выживших, инфицированные увидят в подробностях, сколько урона и хаоса смогли привнести они и их сотоварищи.
За Роооодину!
Не надо. Я знаю, о чем Вы думаете. Вы входите в игру, превращаетесь в того зомби, в которого хотите, и кидаетесь на эти красные силуэты, так будто завтра конец света. И умираете… причем, очень быстро.
У инфицированных очень мало хелса, и любой готовый к бою выживший очень быстро Вас пристрелит. К счастью для нас, во время первых наших появлений, у нас за плечами стоял Майк, который советовал нам места получше, чем и избавил нас от унижения такой быстрой смерти.
Ну ладно, вру. Сначала мы умирали довольно быстро, но у нас, хотя бы, выходило неожиданно выскочить и слегка напугать ребят со стороны выживших. Но довольно скоро мы начали понимать общий ход вещей и, после пары экспериментов, нам стало абсолютно очевидно, что нападения на выживших в лоб ничего не принесут.
Помните, это игра тактики, засад и грифинга.
Очень трудно говорить о какой-то общей стратегии боя за инфицированных, так как все инфицированные боссы действуют совершенно по-разному. Единственное, что может каждый босс – это рукопашная атака. Если Вы ждете, пока сможете снова использовать специальную атаку или просто хотите принести немного урона, перед тем, как Вас завалят, рукопашная атака – именно то, что надо. Просто зажмите левую кнопку мыши, и Вы уже несетесь на противника, как профессиональный боец. Но, должен заметить, что кроме как будучи Танком, мы не часто использовали рукопашную атаку (к вооруженным до зубов выжившим не так то и легко подобраться), так что, поскольку она не приносит ощутимого урона, не думаю, что Вы будете использовать ее, как на основную.
Еще один общий совет – атакуйте только, когда Вам способствуют обстоятельства. Если Вы сидите в засаде, а выжившие пробегают возле Вас сплоченной, организованной группой, не отбиваясь при этом от орды или других инфицированных боссов, лучше всего будет отступить и поискать другую позицию. Вам всегда надо стремится выскочить в самый неподходящий момент, так что следите за выжившими и ждите пока их начнут заваливать полчища зомби, нападет Танк или Ведьма, или же пока они не будут ранены либо разделены. В большинстве случаев у Вас будет только один шанс, так что смотрите в оба, а не то будете все время сидеть и ждать на перерождения.
Я очень удивился, когда впервые увидел Смоукера, так как он ничем особенно и не выделяется из толпы. Он, хоть и крутой парень, а выглядит как простой инфицированный, только с зияющей дырой вместо рта и уродливой физиономией. Из всех боссов, его, наверное, труднее всего отличить в группе простых инфицированных. Но, хоть это и может казаться Вам разочаровывающим, в действительности такой камуфляж позволяет Смоукеру использовать интересную тактику, о которой я скоро расскажу.
Основным оружием Смоукера является его 15-метровый язык, который и делает его звездой любой тусовки. Этот его язык, очевидно, мутировал и теперь может производить хватательные движения (вот как Ваш большой палец, или хвост обезьяны), что позволяет ему использовать его по-разному, в зависимости от ситуации.
Определенно, чаще всего Вы будете использовать язык для удушения ничего не подозревающих выживших. Это можно сделать двумя способами. Вы можете забраться выше выжившего, или просто, или с помощью тех модных сияющих лестниц, четко прицелиться и выстрелить ему прямо в голову, после чего останется только смотреть, как Вы отрываете его от земли, и сила тяжести делает свою работу. Или же, Вы можете схватить выжившего на ровной поверхности (или даже снизу), и тогда задушить до смерти, зацепив его за угол или фонарный столп. Думаю, играя за Смоукера, я впервые по-настоящему получил удовольствие от игры за инфицированного – схватить трепыхающегося выжившего, выдернуть его из группы и смотреть, как жизнь покидает бедолагу, до того как товарищи приходят на помощь, действительно приносит какое-то извращенное наслаждение. Когда Вы душите кого-то сверху, Left 4 Dead в полной мере использует физические возможности движка Source, и выживший, задыхаясь, действительно будет покачиваться. Если же в это время к вам подбежит Хантер и дернет покачивающегося выжившего, он начнет раскачиваться взад вперед, как маятник.
Но удушить выжившего, не так просто, как может сперва казаться. Первое, что Вам нужно запомнить – Смоукер очень слаб и переживет не намного больше попаданий, чем простой зомби. Это действительно большая проблема, так как, когда Вы все-таки хватаете выжившего, у него еще есть некоторое время, чтобы развернуться и разнести Вас на куски. Однако, после того как Вы начнете его душить, он станет совсем беспомощным, и сможет надеяться только на своих товарищей. Но именно в этом и заключается самая большая слабость Смоукера – после начала атаки, Вы уже не можете ее остановить. С того момента, как Вы выстрелите языком и вплоть до того, как он закатится назад, Вы не сможете двигаться, даже если с самого начала промазали. А ничего хуже, чем промазать, просто не можно придумать, так как этим Вы выдаете свою позицию, а уж выжившие проследят, куда скрылся этот язык. В таком случае приходиться только сидеть, проклиная себя и молиться, чтобы поскорее получить свой язык обратно, развернуться и удрать, что, согласитесь, не самое приятное ощущение. И даже если Вам удастся схватить выжившего и начать его душить, Вы все равно будете сидячей целью, пока он не умрет.
Но, так или иначе, оно того стоит. У меня вышло задушить пару выживших, и мне это очень понравилось. Играя за Смоукера и выискивая, кого бы задушить, первым делом надо выбрать хорошую позицию. Самым очевидным будет забраться повыше, и я должен признать, что атаки именно с этой позиции были у меня самыми успешными, но не забывайте, что можно также и зацеплять выживших за различные объекты. Также, выискивая жертву, постарайтесь не стоять слишком близко к краю здания, а лучше сделайте пару шагов назад, чтобы оно могло обеспечить Вам кое-какое прикрытие (как на рисунке снизу). Первый раз у меня вышло задушить кого-то, когда выжившие отстреливались от толпы инфицированных и на сцене появился Хантер, в хаосе сражения с которым три других выживших не смогли прийти на помощь своему товарищу.
Когда Смоукер стоит на краю здания, он становиться легкой мишенью для огня выживших. Для большей эффективности удушения отойдите подальше, и душите выжившего под углом. Другим выжившим придется побегать, пока они найдут правильный угол, чтобы в Вас попасть, а к тому времени все уже может закончиться.
И дальше о Смоукере
Но, не нужно всегда стараться кого-то удушить – нередко достаточно выдернуть одного выжившего, и все команда мертва. Перенесите выжившего за спины зомбарей, и он уже совершенно беспомощный, так как не может стрелять, боясь попасть в своих товарищей. Иногда такого замешательства достаточно, чтобы его завалили. Еще одной дополнительной привилегией Смоукера является то, что захватив выжившего, он начинает его отравлять. Чем дольше Ваш язык будет обвит вокруг его шеи, тем больше его постоянного хелса перейдет во временный. Если же у Вас выйдет сделать "полный захват" – весь хелс выжившего станет временным, и начнет понемногу убывать, если он не использует аптечку.
На последнее умение Смоукера намекает само его имя. Одним нажатием на кнопку Смоукер может выпустить облако дыма, которое на некоторое время утруднит обзор всем, кто в него попадет. Это умение можно применить очень по-разному, например, для того, чтобы устроить засаду, разделить выживших, скрыть толпу зомби или даже как приманку для выживших, которые будут ожидать, что в облаке кто-то сидит. Я выяснил, что больше всего пользы дым приносит в тесных закрытых помещениях, где выжившие из-за него не могут видеть, куда пошли другие, и двигались ли они вообще, что очень эффективно их разделяет (зеленые силуэты не видно, если зрение ограничено дымом или темнотой). Также дымовая завеса хорошо прикрывает таких зомби, как, например, Бумер, позволяя ему приблизиться, не засветившись, чтобы взорваться, внося хаос и разрушения. А еще, кроме ограничения зрения, в дымовом облаке выжившие начинают задыхаться, и не могут общаться посредством голоса.
Помня, как незатейливо Смоукер выглядит, я должен также подметить, что как только его убивают, с него тут же высвобождается облако дыма. Как и у всех других инфицированных, у Смоукера есть задержка между использованием умений, так что, обычно, он может выпустить одновременно только одно облако. Также, поскольку Смоукер настолько похож на любого другого зомби, выжившие нередко могут пристрелить его, паля по орде, что может, ослепив их, очень плохо для них закончиться. Если же сделать все правильно, Смоукер может использовать оба облака одновременно, что позволит ему покрыть дымом намного большее пространство.
Для Смоукера, как и для любого другого инфицированного босса существуют определенные локации, в которых он чувствует себя лучше всего. Я думаю, Вы скоро поймете, что крыши – Ваш друг, в то время как обширные открытые пространства и узкие закрытые коридоры – это плохо. Здесь Вам и придется выбирать, что делать – задымлять все, душить или разделять выживших.
Самое худшее, что мне когда-либо делали инфицированные боссы, сделал именно Смоукер (я говору худшее, так как я в то время был на стороне выживших). Финальная битва закончилась, оба Танка были уничтожены, а вертолет ждал нас на посадочной площадке. Мы, выжившие, лезли по лестнице и заваливались в вертолет, когда Смоукер решил напасть. Последнего кто лез по лестнице, вдруг что-то сдернуло прямо в толпу роящихся зомби, среди которых было и несколько боссов. Спасти его было уже невозможно, как не старался парень за станковым
пулеметом на вертолете. Никто другой не может вот так, прямо из-под носа, украсть у игрока победу.
Бумер — дедушка Мороз, это ты?
Если Вы читаете это превью с самого начала, Вы наверно помните как мы любим милашку Бумера. Он такой весельчак, что когда смеется его пузо трясется как мешок с... ну... кровью, кишками и метаном. Словами просто невозможно передать насколько в действительности Бумер жирный, уродливый и омерзителеный.
Но, несмотря на его уродство (или, может, именно из-за него), мне Бумер действительно нравиться, и из всех трех основных боссов (было бы нечестно включать в сравнение Танка), он — мой любимый. В то время, как Смоукер и Хантер, в основном, фокусируются на том, чтобы за раз снять одного выжившего, Бумер может одновременно вынести всю команду или же просто внести всеобщий хаос и смятение. Несмотря на это, из всех инфицированных, стать Бумером, чаще всего, никто не рвется.
Основной атакой Бумера является облевывание выживших кровью (вкуснятина!). У этой блевотины довольно небольшой радиус досягаемости, но с долей умения ней можно покрыть всех четырех выживших, хоть это и не просто, пока-что наш рекорд — три за одним заходом. Облеванные выжившие не некоторое время слепнут от того что кровь залепляет весь их экран, но это не все — блевотина содержит в себе что-то, типа зомбарьских феромонов, и они после этого начнут со всех сторон тянуться к несчастной жертве. И не только те зомби, которые были на карте — Режиссер, чтобы загнать бедолагу, породит еще. А так как сам выживший ослеплен, ответственность за его спасение ложиться на плечи остальных его товарищей. Если успокоиться, дополнительных зомби можно снять, как и любую другую орду, но если команда запаникует (что нередко случается в ближнем бою), это может принести серьезный урон всей команде. Также помните, что у Бумера большая задержка между блевательными атаками, так что попадайте с первого раза.
Играя за Бумера у Вас практически не будет хелса, как такового. Если честно, один выстрел и Вы, считайте, труп, что, оказывается, очень даже хорошо! Как нам и говорит имя Бумера, он действительно умирает с хорошим Бум-ом — при смерти он взрывается, в результате чего производит не только хороший визуальный эффект, но и наносит немалый урон в равной степени и выжившим, и зомбарям. Именно по этому выжившие и вынуждены снимать Бумеров с большого расстояния. Опять таки, выживший с холодной головой сможет откинуть Бумера врукопашную и отойдет на безопасное для стрельбы расстояния, но если Вы поймаете кого-то на грани, инстинкты могут взять верх — и вот уже пол их команды летит выше крыш.
Такие умения в сочетании с невероятно малым количеством хелса и низкой скоростью подразумевают, что Бумер будет, в основном, отыгрывать роль подрывника-камикадзе или же передвижной противопехотной мины. Само собой, основной тактикой в таком случае будет затаиться за дверью или углом и ждать, пока выжившие не пробегут мимо, после чего надо выскочить, обдать их кровью, и надеяться, что кто-то протупит и прострелит Вас. Паника же гарантирует, что после того как выжившие убиты, последним будете смеяться именно Вы. Хочу также подметить здесь, что все выжившие, убиты зомби после того, как Вы ослепили их своей блевотиной, тоже идут на Ваш счет.
К сожалению, других вариантов у Бумера по-сути и нету. В большинстве случаев, у Вас вряд ли выйдет дойти до выживших, чтобы попасть в радиус досягаемости блевотиной. Моей же любимой тактикой было застать выживших врасплох, спрыгнув им на головы со спрятанного обзорного пункта (помните, инфицированные не получаю штрафа от падений).
Но даже если Вам удастся устроить хорошую засаду, не так то все просто. Бумер очень часто издает громкий и отчетливый стон, так будто он рожает (Вы бы и сами его издавали, будь Вы на его месте). Выжившие же очень скоро научаться этот стон отличать от других звуков и будут всегда на чеку, стреляя иногда даже сквозь двери и стены. К сожалению, из-за размеров его модели, я заметил несколько случаев клиппинга, когда плечо или пузо слегка показывалось сквозь стену, выдавая мою позицию. Конечно, это вполне нормально для игры в стадии разработки, но очень хотелось бы, чтобы до релиза такие моменты были сглажены.
Как я уже говорил, Бумером очень весело играть, и при этом не надо долго учиться им управлять. Хорошая засада с ним плохо окончиться для всей команды выживших. Вам придется смотреть в оба за этим боссом, если в команде будет плохой игрок, а подорвать на Бумере своих товарищей будет еще более унизительно, чем плохо бросить гранату. Если Вы думаете вынести сразу всех выживших или, хотя бы, опозорить одного игрока — этот босс для Вас!
Хантеры – мексиканские прыгающие бобы-зомби
Вот и еще один босс, который выглядит совсем не так, как я ожидал. С точки зрения распознавания, он где-то между Смойкером и Бумером — телосложением он напоминает простого инфицированного, но всегда крадется и прячется. Хантер выглядит больше похожим на зомби-шпиона, чем на хищную тварь. Это не то чтобы плохо, но я ожидал чего-то иного. Если честно, я так толком и не смог разглядеть Хантера, так как он всегда или в стелсе, или же прыгает по карте как угорелый.
Я знаю многих людей, которые просто в восторге от игры Хантером, так что я не думаю, что он Вас разочарует. Хантер также единственный босс, которым могут играть одновременно двое человек, так что, скорее всего, им Вы будете играть чаще всего. Но, оказывается, что это очень хорошо, поскольку Вам понадобится немало практики — из всех четырех инфицированных боссов, которыми можно играть, Хантер, без сомнения, самый сложный в обучении. Его основная атака (прыжок) требует немалого умения, чтобы правильно приземлиться, а все другие его уникальные возможности предоставляют такую свободу маневра, какая другим и не снилась.
Самыми лучшими чертами Хантера являются его скорость, возможность входить в стелс и то, что он может забраться куда угодно на карте. В игре, вся суть которой в засадах, Хантер побеждает спустя рукава, так как он единственный из всех инфицированных может делаться невидимым. Для этого он должен прислониться к стене и, постояв так пару секунд, исчезнет из виду. Но невидимым он может быть только не двигаясь; любое движение или выпад тут же сбросят с него этот покров. Также, его не то чтобы совсем не можно было засечь — время от времени Хантер издает низкий рык, который могут услышать выжившие поблизости. К счастью, у него хватает ума замолчать, когда выжившие подходят уже совсем близко.
Прыгать Хантером очень весело — достаточно одного клика на правую клавишу мыши, и Вы уже просто парите в воздухе. Если хорошо рассчитать время, можно прыгать между домами, отталкиваясь от стен, достигая самых различных мест со скоростью и плавностью невероятной для других инфицированных. Я думаю, это и будет самой интересной частью игры за Хантера и с нетерпением жду, какие же комбинации придумает с ним народ — возможно, что-то похожее на пробежки по стенам в Team Fortress Classic (смотри картинку ниже).
У Хантера есть две основные атаки связанные с умением прыгать — прыжок и выпад. Выпад — это довольно простая лобовая атака. Все что нужно сделать, это просто броситься на выжившего и Вы порядочно откинете его назад. Эту атаку можно использовать для того, чтобы выбить игрока из его позиции либо спровоцировать урон или даже смерть от падения. Но будьте осторожны и не промахнитесь, а не то упасть можете уже Вы.
Еще о Хантере
Исполнить прыжок намного труднее, но и проку в большинстве ситуаций, и удовольствия от него намного больше. Для того, чтобы подготовиться к прыжку, сначала Вам придется стать невидимым. Из невидимости Вы сможете прыгнуть на противника по параболе, приземляясь прямо ему на голову и раздирая на клочья. В этот момент Вы полностью заняты атакой и, как и Смоукер, не сможете остановиться, пока выживший не умрет. О прыжке надо думать, как о кидании гранаты прямо на голову выжившего. Нашей самой большой ошибкой было то, что мы пытались напасть на выживших спереди, а не сверху, так что старайтесь приземлиться по параболе на них, а не прямо перед ними (картинка снизу). У выжившего также есть минимальное время, чтобы отбиться от Вашего прыжка врукопашную, что, если ему удастся, сделает Вас уязвимым и, скорее всего, мертвым. Если же прыжок у Вас все же выйдет, остальные выжившие могут Вас либо пристрелить, либо попытаться сбросить врукопашную (выжившие, насколько это возможно, используйте рукопашную атаку, дружественный огонь — это больно!), но если же они не вмешаются, Вы будете кромсать свою жертву, пока она не умрет.